9. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

ДАЛХА.

Далха, Дабла – Боги, которые защищают людей и во всем им содействуют, в представлениях тибетцев. Слово «Далха» есть вариацией Слова Яговор.

ДАЛХА = ДАЛ + ХА = Я + ГОВОР

ДАЛ

АЛ

(звук [д] стали добавлять позже для удобства произношения; аналогично добавляют [д/т] в вариациях Дингир, Тэнгри, Тянь и т.д.)

Я

ХА

ГУ

ГВ

ГОВОР

Считается что существуют группы троих, пяти, семи, девяти, тринадцати, двадцати одного Далха, в их числе – мужские и женские.

Далха есть покровителями по линии предков, то есть в их образе слились образы Верховного Бога и первого сотворенного человека. Они есть личными гениями-хранителями, Их отсутствие приводит к гибели. Далха – хранители жилища, центральной опоры дома, входа, огня, собранного урожая. Считается, что есть Далха, Которые охраняют в дороге, Далха военного дела и т.д. Среди Далха женского рода наиболее почитаемой есть Богиня материнства.

В представлениях бон Далха – Бог войны, Покровитель военачальников и воинов. Его частично идентифицируют с грозой и грозовыми тучами, Он вооружен топором, луком и стрелами, мечем, ножом, держит флаг с восемнадцатью лентами. Согласно с усной традицией, девять братьев Далха разделяют богатство среди народа Тибета. На иконах девятый Далха всегда изображен со спины – Он обернется только тогда, когда каждый тибетец будет счастлив.

ПЕХАР.

Пехар – далха всех мужчин, а также Бог-владыка тхеурангов, в тибетской мифологии. Его представляют в виде горного всадника в ослепляюще белом панцыре, шлеме из алмазов и высоких сапогах. Боевое копье и гадательная стрела – его атрибуты. Слово “пехар” есть вариацией Имени Яговор:

ПЕХАР = ПЕ + ХАР = Я + ГОВОР

ПЕ

БЫ[ТЬ]

Я

ХАР

ГУР

ГВР

ГОВОР

ЛХА.

Лха – Боги, Которые проживают на небе в представлениях тибетцев. Слово «Лха» буквально означает «Бог», и есть вариацией Имени Яговор, аналогично вариации Имени Далха.

С помощью Лха человек установляет отношения со средой и защищается от действия среды. Каждого человека от рождения до смерти сопровождает группа из пяти Лха.

Согласно с представлениями бон Лха пребывают на тринадцати небесах. Лха бытия возник в результате взаимодействия двух цвелов – желтого мужского и голубого женского. Тринадцать сфер неба – тринадцать поколений Лха. Потом появляются вода и земля, на которых располагаются Лха-родители. Считается, что через семь поколений после них родился первый тибетский монарх.

АЛОУ.

Алоу – Бог-Творец людей в представлениях народа качари на северо-востоке Индии. Первых людей Он создал из земли. До конца дня Он устал и решил оживить людей на следующий день. Но ночью пятеро братьев Алоу поламали фигуры и части их тел бросили в джунгли. Алоу возобновил фигуры и для их охораны создал двух собак. Братья испугались собак и не смогли опять поламать фигуры, а утром люди были оживлены.

Имя Алоу есть вариацией Имени “Яговор”:

АЛОУ = А + ЛОУ = Я + ГОВОР

ЛОУ

ЛУ

ХВ

ГВ

ГОВОР

ТЯНЬ.

Тянь («небо») – одно из важнейших понятий в древнекитайской космогонии и философии. Слово «Тянь» есть вариацией Имени Бога Яговор; происхождение этой вариации аналогичное происхождению вариаций ДИНГИР, ТЭНГРИ…

Уже в ранних (І-е тыс. до Р.Х.) текстах Тянь выступает в двух основных значениях. Тянь – это Верховный Дух, верховный Властитель, Который стоит во главе иерархически организованного сонма духов. Его мандат (Тянь мин – мандат Неба) дает земному властителю (Тянь-цзы – «сын неба») право руководить страной. Тянь – это олицетворение Высшей Божественной силы, Которая разпоряжается человеческими судьбами, посылает на землю поощрения и наказания.

Тянь – это также небо, небесная твердь. Бог Яговор со временем трансформировался в представлениях китайцев в Тянь/Небо. Отсюда происходит одно из названий Китая – Тянься: «Поднебесная», «то, что находится под небом».

Согласно с ранними философско-космогоническими концепциями вселенная с небом и землей появилась из Великого Начала – Тайцзи.

О возникновении неба рассказывается в одном из мифов о Паньгу. Небо появилось из космического яйца, когда все легкое и чистое поднялось вверх и образовало небесную твердь, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю.

Общегосударственным культом Неба руководил лично император. Культ включал в себя жертвоприношения на круглом алтаре на юге от столицы, которые свершались императором вплоть до революции 1911 года.

В религиозно-космогонических представлениях древних китайцев Небо было Творцом всего, что существует. Небо есть Творцом пяти двигающих начал – огня, метала, дерева, воды и земли, также Небо есть Творцом народа и его правителя. От связи с землей оно порождало “тьму вещей”.

Подтверждением того, что Тянь есть трансформировавшимся со временем в представлениях китайцев образом Бога Яговорящего, есть целый ряд человеческих черт, которые его характеризируют. Тянь всезнающее и всемогущее, Оно руководит всем, что происходит на небе и на земле. Тянь милосердное и справедливое в распределении наград и наказаний. Оно очень доброе по отношению к людям и заслуживает доверия, но в то же время Его нужно бояться, покоряться Ему и следовать за ним. Только так можно заручиться Его благосклонностью и обеспечить себя счастьем. К Этому Небу обращался поэт Цюй Юань (340 – 278 гг. до Р.Х.) в своей поэме «Вопросы к Небу», Его он выхвалял в «Лисао».

В поздней средневековой китайской народной мифологии было распостраненным представление о Тянь, как о месте пребывания большого пантеона божеств во главе с Юй-Ди.

Постепенно, в течение тысячелетий в Китае было утеряно информацию о Боге, как о Персоне, похожей на человека, осталась информация о “небе/говорении”. Отсутствие представления в Древнем Китае о Божественной Персоне в свое время поставило перед серьезной проблемой миссионеров-иезуитов, когда они попытались перевести слово Deus (Бог) на китайский язык.

ТЯНЬ-ДИ.

Тянь-Ди – Верховный Бог, Глава божеств и духов в китайской поздней народной мифологии. Дословно слова «Тянь-Ди» имеют значения «Небесный Император», «Небесный Господин», «Небесный Правитель», и это понятие есть синонимом Тянь. Во время обрядов Тянь-Ди часто придавали меньшого значения, чем божествам, которые Ему подчинялись.       

ТАЙИ.

Тайи – Бог Яговор в представлениях древних китайцев. Слово «Тайи» состоит из частей «Тай» и «и», которые означают «великий» и «один». Слово “Тай” происходит от Имени Бога Яговор, аналогично слову “Тянь”:

ТАЙ

(звук [т] стали добавлять позже для удобства произношения)

АЙ

Я

Яговор

Итак, слово «Тайи» дословно означает «Яговор Единственный».

Тайи – Верховный Бог. В песне Цюй Юаня (4 в. до Р.Х.), которая есть наиболее ранним упоминанием о Тайи, Он описывается, как небесный Бог, Который держит в руках долгий меч, ножны которого украшены сияющим нефритом. На Нем также есть подвески из нефрита, которые мелодично звенят когда дует ветер. Философ Чжуан-цзи (4 в. до Р.Х.) сообщает, что Он правит всем. Согласно с «Описанием жертвоприношений» в «Истории династии Хань» Бань Гу (1 в. по Р.Х.), Тайи владычествует над пятью У ди. У ди толкуют, как духов пяти стихий. Согласно же с другими версиями У ди – это пять древних правителей или пять небесных правителей, то есть это могут быть обожествленные предки.

У ди в китайском языке дословно означает «пять императоров», «пять божеств»; иногда их называют У тай – «пять великих». В древнекитайском языке «ди» означает первопредка, повелителя, монарха. Слово «ди», как и слова «тянь» (небо) и «тайи» (великий) есть вариацией Имени Бога Яговор:

ДИ

И

Я

Яговор

Согласно с другими источниками Тайи владычествует над шестнадцатью драконами, Он знает, когда будет дождь, наводнение, ветер, засуха, голод, война или моровые болезни. В древние времена монарх каждую весну и каждую осень совершал жертвоприношения для Тайи. Существует мнение (исследователь Сюнь Сяо-е), что древние чусцы почитали Тайи, как Бога войны, Который дарит победу.

Со временем в китайской традиции Тайи трансформировалось в абстрактное верховное божество.

В текстах эпохи Хань (206 г до Р.Х. – 220 г по Р.Х.) Тайи – это название звезды и духа этой звезды (комментарии к «Историческим запискам» Сыма Цяня). В народных преданиях ІІІ – Х вв. Тайи выступает уже как посланец Небесного Властителя (Тянь-Ди), который является на землю в образе старца.

Тайи – это Отец Дао в средневековых даосских произведениях. Он был раньше, чем появились небо и земля. Тайи пребывает над всеми девятью небесами в великой чистоте.

В китайской даосской космогонии три сферы верхнего мира называются сань цин («три чистоты»). Сань цин состоит из Юйцин («нефритовая чистота»), Шанцин («верхняя чистота») и Тайцин («великая чистота»; хотя дословно это название означает «чистота Говорящего»). Считалось, что Юйцин есть доступной мудрым людям (шен), Шанцин – святым (чжень), а Тайцин – даосским бессмертным.

Тайи – это некое первоначальное дыхание, которое дает жизнь миру и всем существам. Но хотя Бога понимали абстрактно, описывали Его как существо с телом петуха и человеческой головой.

Считалось, что Тайи пребывает в человеческом мозге, хотя в некоторые промежутки времени может пребывать в печени, почках, легких и т.д. Сущесвует версия, согласно с которой Тайи находится в теле человека в таинственном дворце Сюаньданьгун. Он считается повелителем всех частей тела. Тайи живет в пурпурной палате в голубом жилище. Его представляли в виде новорожденного, который одет в шолковую одежду с пурпурной вышивкой и сидит на золотом престоле, который украшен нефритом. На его поясе висит игрушка-погремушка из чистого огня, которая не имеет субстанции, а являет собой только красный цвет, но звук ее слышно за десять тысяч ли. В его левой руке держак Большой Медведицы, а в правой – Полярная звезда.

При династии Мин (с XIV в.) почитание Тайи происходили вместе с церемонией поклонения духам грома, туч, дождя и ветра, и это свидетельствует о том, что Его асоциировали с небом.

ТАЙЦЗИ.

Тайцзи – «Великий/Верховный Начало», одно из основоположных понятий в древнекитайской космогонии и философии. Поскольку слово «тай» есть вариацией Имени Бога Яговор, то Тайцзи – это «Первоначальный Яговор». В космогонических представлениях второй половини І тыс. до Р.Х. Тайцзи есть исходной точкой возникновения вселенной, всего множества вещей и понятий. Считалось, что Тайцзи порождает две первоначальные формы (инь и ян), которые в свою очередь порождают четыре формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян). Эти четыре формы порождают восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, воду, гору, землю). Тайцзи существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) пребывала в смешанном состоянии и была единой, то есть была «Великим Единым» – Тайи. Древние китайцы отождествляли Тайцзи с Тайи, Богом ЯГоворящим.

В средние века у сунских неоконфуцианцев концепция Тайцзи получила толчек к дальнейшему развитию. Завершили разработку понятия Тайцзи интерпретация и изложениея Чжу Си. Тайцзи считается началом космогонического процесса, в процессе которого было сотворено всю вселенную, в том числе людей.

В графическом выражении понятие Тайцзи широко распостранилось в народных верованиях и мифологии. Его изображают самостоятельно или с восемью триграмами, и эти изображения часто включаются в картины-талисманы, которые берегут людей от нечистой силы. Достаточно распостранены также изображения Тайцзи вместе с фигурами мифических персонажей или животных. Они встречаются в орнаменте тканей и одежды, на монетах.

Понятие и эмблема Тайцзи распостранились в соседние с Китаем страны, в частности в Японию.

БРАНА КХАБУН.

Брана Кхабун – Бог Яговор в мифологии кхонтаи (сиамцев). Считается, что Имя Брана Кхабун этимологически связано с термином из языка аборигенных мон-кхмерских народов, который означает «горный хребет», то есть «гора». Это действительно так, поскольку оба слова есть вариациями Имени Яговор, как и слово “гора” в языках народов.

БРАНА. В более древние времена это слово имело вид «БГАРА» (звуки [г] – [р], а также [р] – [н] взаимозаменялись)

БГАРА = Б + ГАРА = Я + ГОВОР

Б = Б[ЫТЬ] = Я

ГАРА = ГОВОР

КХАБУН. В более древние времена это слово имело вид «КХАБУР» (звуки [р] – [н] взаимозаменялись, напр. гомін – говор)

КХАБУР = ГОВОР

КХАБУР

ХХАВУР

ГАВУР

ГОВОР

Культ духа-хранителя с таким же именем, но которое произносили как Камфон, еще в ХІХ в. существовал в столице Лаоса. Считалось, что он живет в скале, которая поднимается над слиянием Намьу и Меконга. Скала – це разновидность горы, то есть «говорение». Имя Камфон также есть вариацией Имени Яговор.

Брана Кхабун считался духом-хранителем древнего государства Сукотай. Считалось, что Он живет на холме (опять связь с горой) на юге от столицы. В жертву ему приносились буйволы – много народов асоциировали тура/буйвола с Богом Яговорящим. В ХІІІ в. кхонтайский король Рама Кхамхенг приказал остановить почитание Брана Кхабуна, поскольку Он будто бы плохо заботился о безопасности страны.

ПУТХЕН.

Путхен – Бог Яговор в представлениях народа куки на северо-востоке Индии и в Бангладеш, Верховный Бог. Имя “ПУТХЕН” есть вариацией Имени Яговор. В более древние времена Имя имело вид “ПУТХЕР” (звуки [р] – [н] взаимозаменялись)

ПУТХЕР = ПУ + ТХЕР = Я + ГОВОР

ПУ = БЫ[ТЬ] =Я

ТХЕР

КХЕР

ГГЕР

ГЕР

ГОВОР

Путхен очень добрый к людям. считается, что Он живет на севере и там находится рай. Туда Путхен пропускает только достойных. Его сын по имени Гхумокши – злое божество.

ТХЕН ФАКХЫН.

Тхен Факхын – Бог Яговор в представлениях лао. Каждая из двух частей Имени есть вариацией Имени Яговор:

ТХЕН = ЯГОВОР (аналогично Имени Путхен)

ФАКХЫН. В более древние времена это Имя имело вид “АКХЫР” (звук [ф] стали добавлять позже для удобства произношения; звуки [н] – [р] часто взаимозаменялись)

АКХЫР = А + КХЫР = Я + ГОВОР

КХЫР

ГГЫР

ГУР

ГВР

ГОВОР

Тхен Факхын – Верховный Бог, Который возглавляет иерархию духов. Наиболее приближенными к Нему есть четыре духа тао катулок, которые судят людей.

ИЗВЕЧНАЯ СКАЛА.

На самом начале, когда еще не существовало ничего, тогда существовала Извечная Первоначальная Скала. Так описывают начало всемирной истории кадзаны Сабаха (Восточная Малайзия). Скала есть разновидностью горы, т.е. имеет отношение к понятию “говорения”.

Из этой скалы появились Кинорохинган и Варунсансадон, антропоморфные демиурги, муж и жена. Из кусков грязи из собственного тела Варунсансадон сотворила землю, а кузнец Кинорохинган выковал небо.

АЕДИЕ.

Аедие – Верховный Бог у народа эде (Вьетнам). Его голова символизирует небесный купол, тучи – это Его нахмуренный лоб (мысли), воздух – дыхание, Его половые органы – плодородие, солнце – это Его правый глаз, а месяц – левый. Его сын умер (от укуса ядовитого животного). Смерть Сына – это отголосок грехопадения первых людей. Он вершит суд и правит, опираясь не на власть, а на свой моральный авторитет. Аедие имеет чудесный барабан, ударяя в который Он повелевает всеми духами и божествами. После смерти сына Он поселился в большом доме на самом высоком уровне небес. Его Имя есть вариацией Имени “Яговор”.

АЕ = Я; ДИЕ = ТУВАЛ/ТУР/ГОВОР

АЕДУ.

Аеду – Бог Яговор у народа эде. Имя есть вариацией Имени Аедие, т.е. Яговор. Аеду руководит погодой и плодородием. Его почитают вторым после Аедие.

АЕ КЕБОАЛАН.

Ае Кебоалан – Бог Яговор у народа эде. Его Имя есть вариацией Имени Яговор:

АЕ КЕБОАЛАН = АЕ + КЕБОАЛАН = Я + ГОВОР

КЕБОАЛАН

К Б Л

Г В Р

ГОВОР

Ае Кебоалан – добрый Бог, Который руководит влагой и ростом корней у растений. Люди представляют Его в виде Существа с головой человека и телом дождевого червя.

ГЛАИХ.

Глаих – Бог Яговор в представлениях народа банар (Вьетнам), Бог грома и молнии. Его Имя есть вариацией слова ГОВОР и Имени Бога ЯГОВОР. В более древние времена Имя ГЛАИХ имело вид “ГВАИХ” (звуки [в] – [л] взаимозаменялись), и эта вариация близка к части ГВГ в вариации ЯГВЕ/ЯХВЕ/ЯГОВОР.

Его представляют в виде большого и сильного старого Деда, на руках Которого растут густые волосы. Он считается Богом войны.

Банары представляют, что во время сухого сезона Он спит, а когда наступает дождевой сезон Он по велению Ианг Кейтея (Бога Яговорящего) просыпается и берет в руки свои молот и гонг, которые извещают о грозе и тайфуне. Ему принадлежит также радуга – отголосок о установлении Богом радуги после Ноевого Потопа.

ИАНГ КЕЙТЕЙ.

Ианг Кейтей – Бог Яговор в представлениях банар. Оба слова Его Имени есть вариациями Имени Яговор. Слово “ИАНГ” в более древние времена имело вид “ИАГН” (звуки [г] – [н] со временем поменялись местами)

ИАГН = АГНИ/ОГОНЬ = ЯГОВОР

КЕЙТЕЙ . В более древние времена это слово имело вид “ЕЙТЕЙ” (звук [к] стали добавлять позже для удобства произношения).

ЕЙТЕЙ = ЕЙ + ТЕЙ = Я + ГОВОР

ТЕЙ = ТУР/ГОВОР

Ианг Кейтей – Верховный Бог, Он является Творцом солнца, животных і растений.

В образе Ианг Кейтея слились образы Бога ЯГоворящего и Ноя говорящего. Ианг Кейтей заключил брачный союз с богиней Йа Конкех после того, как она вылепила из теста, замешанного на рисовой муке, небеса, месяц, звезды, землю, русла рек и дно морей. От этого брака родилось трое детей, которые есть богами второго поколения. Информация о троих детей – это информация о троих парах детей Ноя, троих сыновьях и троих дочерях. Старшая дочь Йа Пом помогает людям во время бед.

ЙЯ СОКИЕР.

Йя Сокиер – Бог Яговор в представлениях ронгао (ответвление народа банар) во Вьетнаме. Имя есть вариацией Имени Яговор:

ЙЯ = Я

СОКИЕР. Это слово близко к слову СТАР (звуки [к] – [т] есть близкими и часто взаимозаменялись)

СОКИЕР – СОТИЕР – СТАР/АСТАР/ЯГОВОР

Йя Сокиер – добрый Дух-покровитель. Представляют Его с лицом доброй старушки и телом, которое покрыто куриными перьями.

КАРЕЙ.

Карей – Бог Яговор в представлениях семангов (полуостров Малакка). Имя есть вариацией Имени Яговор и слова “говор”:

КАРЕЙ

КАР

КУР

ГВР

ГОВОР

Карей – грозный Бог грома. Считается, что Он живет в пещере. Иногда Карея рассматривают, как одну Личность с Та Педном (Богом Яговорящим). Иногда Его (как и Та Педна) называют Творцом мира.

ТА ПЕДН.

Та Педн, Кето, Англай, Мольтек, Пле – Бог Яговор в представлениях семангов. Имена есть вариациями Имени Бога Яговор:

АНГЛАЙ = АН + ГЛАЙ = Я + ГОВОР

АН = Я (аналогично ЭН в вариации Имени Энлиль)

ГЛАЙ

ГРАЙ

ГУР

ГВР

ГОВОР

МОЛЬТЕК = МО + ЛЬТЕК = Я + ГОВОР

МО = БО = БЫ[ТЬ] = Я

ЛЬТ

ТЛ

(звуки [т] – [л] со временем поменялись местами)

ТР

ТУР/ГОВОР

Та Педн – небесный Бог. Иногда солнечный свет называют Его местом проживания, или говорят что Та Педн и есть солнце. Его Ипостасью считается Бог Карей, хотя иногда Карея считают Его отцом (или старшим братом).

КАТЕ.

Кате – главный Бог всех планет в предствлениях бирманцев. Одновременно Он Сам считается невидимой планетой. Его очень почитают и во время празднования буддистских праздников Его изображения установляют сразу после Будды. Ездовым животным Кате есть чудесное “животное пяти совершенств”, которое объединяет тура, оленя, слона, льва и рыбу. Каждой планете Кате дает свой день. В бирманской неделе 8 дней, потому что среда разделена на два дня – первая половина среды приналедлежит Кате.

Его Имя есть вариацией слова “говор”:

КАТЕ

КАТ

КУД

ГВР

ГОВОР

НДО ТЬИ.

Ндо Тьи – Бог Яговор в представлениях мео (группа мяо-яо) во Вьетнаме. Часть НДО Его Имени есть вариацией Имени Яговор:

НДО = Н + ДО = Я + ТУВАЛ/ГОВОР

Н = ЭН = Я

ДО

ДУ

ДВ

ТВ

ТУВАЛ/ГОВОР

Ндо Тьи – Верховный Бог, Он сотворил небо и землю, а также десять солнц (женских божеств) и девять месяцев (мужских божеств) и много звезд. Так много солнц, месяцев и звезд предназначались для того, чтобы просушить и освещать землю, поэтому на земле втечение семи лет был день и не было ночи. Когда земля высохла, Ндо Тьи создал деревья и травы, а также животных.

Он вылепил человека и вдохнул душу ему в живот. Ндо Тьи подарил человеку речь и дыхание. Владению речью или говорению древние народы придавали очень большого значения; в данному случае владение речью приравнено к дыханию, то есть к жизни.

Людям стало жарко на земле, поэтому они сделали из огромных деревьев лук со стрелами и сбили лишние солнца и месяцы с неба.

Во время Потопа Ндо Тьи спас брата и сестру [Ной и его жена были родными братом и сестрой], они плавали в большом деревянном барабане. После Потопа Ндо Тьи повелел им заключить брак и продолжить человеческий род.

НДУ.

Нду – Бог Яговор в представлениях ма, сре, банаров и других монкхмерских народов на юге Вьетнама. Имя есть вариацией Имени Бога Яговор.

Нду – Верховный Бог, Творец. Он часто выступает в образе красной птицы. Нду создал в подземном мире Брах Тинга (слово Брах близкое к вариации Имени Бога Брахма, т.е. Яговор, а слово ТИНГА близкое к вариации Имени Бога ТЭНГРИ, ДИНГИР, ТЯНЬ, ТАНГАРОА…) для людей огонь, а также каменные оружия. Люди вышли из Брах Тинга через отверстие в земле. В этом же отверстии  после них застрял огромный буйвол с двумя головами. Этот буйвол превратился в скалу, которую видно до сих пор. Нду подарил людям буйволов, свиней и кур.

НЕАК ТА.

Неак та – духи-хринители местности в преставлениях кхмеров. Слово НЕАК есть вариацией Имени Яговор, аналогично Имени НДУ.

НЕАК = НЕА + К = Я + ГОВОР

НЕА = ЭН = Я

К < Г < ГОВОР

Они проживают на возвышенных местах в селах и в водоемах. Их почитание родственно королевскому культу горы. Это объясняется тем, что слово «гора» у разных народов мира этимологично связано с Именем Яговор.

ПЕТАРА.

Петара – Бог-Творец, повелитель верхнего мира в представлениях ибанов Саравака (Восточная Малайзия). Его Имя есть вариацией Имени Яговор и есть близким к слову “патер/папа”. Сначала Петара сидел на гигантском буйволе (туре). Потом с помощью птиц Он создал землю и поставил ее на спину буйволу.

Существуют мифы, в которых утверждается, что кроме Петары верхнего мира, Которого представляют в виде человека или птицы, есть еще Петара – повелитель нижнего мира. Второй Петара – это первый сотворенный человек, со временем возникли представления, что он иногда принимает вид змеи.

КАБУНИАН.

Кабуниан – определение божественного начала в представлениях горных народов Лусона на Филиппинах. У народа ифугао Кабуниан – это верхний мир, у набалои – абстрактное Божество. Он – Бог-Творец у канкаи и культурный герой, который вызвал всемирный Потоп у тинггианов. Кабуниан, как культ-пережиток, существует у христиан илоко.

Имя Кабуниан происходит от слова, которое близко к украинскому “гомін”, т.е. говор

КАБУНИАН

К  Б   Н   Н

Г  М   Н   Н

Г  М       Н

ГОМ   І   Н

ПРОМЫ.

Промы – небесные существа, которые стали родоначальниками людей в представлениях кхмеров. В образе Промы слились образы Бога Яговорящего и первых людей. Слово «ПРОМ» есть вариацией Имени Яговор. В более древние времена это слово имело вид «ПРОМР» (звук [р] со временем выпал).

ПРОМР = П + РОМР = Я + ГОВОР

П = Б[ЫТЬ] = Я

РОМР

ГОБР

ГОВР

ГОВОР

Согласно с древнекхмерской космогонией, вокруг горы Сомеру/Меру в океане располагаются четыре острова, один из которых населен людьми. Над горой Сомеру находится райский мир очень красивых долгоживущих существ тевода/деватов (говорящих).

ТЕВОД

ТЕВОР

ТУВАР/ТУР/ГОВОР

Еще выше располагается меньший мир еще более совершенных существ – Промы. Самый высокий мир, двадцать седьмой – Нипэау (нирвана), и там живе только Будда.

Земной мир когда-то давно уже был населен людьми. Но из-за больших грехов людей, мир уничтожили тевода. Сначала землю обжигало семь солнц, а потом залил Потоп.

В образе Промы слились образы Бога Яговорящего, а также Ноя говорящего и его семьи. Когда после Потопа вода начала сходить, на землю было послано восемь Промы в качестве стражей. Восемь Промы – это восемь говорящих, т.е. восемь людей, которые спаслись от Потопу: Ной с женой и три пари их детей. Промы захотели есть и попробовали есть морскую пену. Потом они попробовали есть землю, а когда появились растения, то начали питаться ими. Согласно с другими вариантами мифов, они сначала питались грибами, потом плодами лианы и, наконец, рисом. считается, что от риса их животы наполнились испражнениями, и в их телах открылось по два отверстия. Когда это произошло, промы разделились на мужчин и женщин, и от них родились все люди.

СЕМАР.

Семар, Твален (балийск.) – могущественный Бог Яговор, Творец в индуистской мифологии яванцев и балийцев (Западная Индонезия). Слово есть вариацией слова самар/тувал/тур/говор. Он – Отец богов. Часто изображается, как негативный персонаж.

ТОПАЛЛАНРОВЕ.

Топалланрове – Бог-Творец в доисламских представлениях бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия), Правитель верхнего мира, неба. В Его образе слились образы Бога и одного из обожествленных предков. Часть Имени «Топалл» есть вариацией слова тур/говор, а часть «Анрове» есть вариацией Имени Бога Яговор:

ТОПАЛЛ = ТУБАЛ/ТУР/ГОВОР

АНРОВЕ = АН + РОВЕ = Я + ГОВОР

АН = ЭН = Я

РОВЕ

ГОВЕ

ГОВОР

Считается, что Он вместе с Гуруриселленгом создал землю в среднем мире, послав туда своего сына Багпара Гуру. У Него есть девять детей, которые властвуют над разными частями неба.

ТУВАЛЕ.

Тувале – солнечный Бог Яговор в мифах вемале острова Серам (Восточная Индонезия). Слово «тувал» есть вариацией слова «тур/говорящий». В древние времена Его отождествляли с небом. Он (вместе с землей) создал весь материальный мир (в данном случае в Его образе слились образы Бога Яговора и Ноя). Однак позже Он выступает только в роли Творца людей (и Мулуа Сатене), которых Он создает из плодов и цветка банана.

Его представляют некрасивым, покрытым высыпкой Мужчиной. В большинстве мифов Тувале выступает в качестве солнечного божества. Он -  похититель и Муж лунной богини Рабие. Тувале постоянно преследует ее на небе, а когда доганяет, то начинается полнолуние – символ их супружеского единения.

ТЕГАМСИН.

Тегамсин, Тегам – Бог Яговор, Дух в представлениях корейцев. Тегамсин – это Дух богатства и счастья. Слово «ТЕГАМ» в более древние времена имело вид «ЕГАМР» (звук [г] стали добавлять позже для удобства произношения; звук [р] со временем выпал)

ЕГАМР = Е + ГАМР = Я + ГОВОР

ГАМР

ГАБР

ГАВР/ГОВОР

В Корее распостранен обряд тегамнори в его честь. В слове «ТЕГАМНОРИ» звук [р] не випал со временем.

Обряд тегамнори есть непростым. Название «Тегамсин» использовалось отностельно военного звания периода Силла в VII – X вв. (много высших армейских званий у разных народов происходят от Имени Бога Яговор). Для свершения обряда шаманки одевают форму высшего военного чиновника или военную накидку и поют песню о Тегамсине с мифологическим содержанием. В жертву Тегамсину приносятся багатые дары: сосуд с зерном, жертвенное вино и коровья голова или нога. Эта связь с коровой также подтверждает, что за образом Тегамсина стоит Бог Яговор. Слово “Тегамсин” часто используется, как вежливое обращение к разных духам.

КУТ.

Кут – шаманский обряд в корейской традиции, когда повествование ведется во время пения. Кут – главный источник корейских шаманских знаний, которые хранятся в основном в усной форме.

Слово “кут” происходит от слова “говор”:

КУТ

ГВД

ГВР

ГОВОР

Ранние записи о кут относятся к периоду Трех древнекорейских государств (до VII в.), когда шаманство имело очень большое влияние в обществе. Шаманы в то время совмещали в себе функции жреца-управителя, врача и пророка. От периода Коре (X – XIV вв.) дошло 7 – 8 шаманских песен. Ныне кут совершается в различных целях шаманками (мудан) как домашний обряд.

БЕНСАЙ-ТЕН.

Бенсай-Тен, Бендзай-Тен («Божество красноречия») – Божество, Которое входит в число «семи богов счастья» у японцев. Божество красивой речи дарит мудрость и красноречие, защищает от стихийных бедствий, обеспечивает долгую жизнь, богатство, военные успехи и т.д. Изображают Это Божество сидячим на драконе или змее с японским струнным инструментом (бива) в руках.

АЛАХАТАЛА.

Алахатала, Упуа – Бог Яговор в представлениях манусела (остров Серам, Индонезия):

АЛАХАТАЛА = АЛА + ХАТАЛА = Я + ГОВОР

АЛА = Я

(аналогично АЛ = Я в вариации Имени Аллах)

ХАТАЛА

ХТ Л

ХХ Л

ГГ  Р

Г    Р

ГОВОР

Удвоение в прошлом единого звука [х] – [хт] подтверждается вариацией Имени ЛАТАЛА – так произносят Это Имя жители восточного Флореса.

Алахатала – Верховный Бог, Творец мира. Его представляют в виде большого человека, от которого излучается большое сияние. Он сидит на вершине невидимой девятиступенчатой круглой горы Оха, которая поднимается над одной из самых высоких гор острова Муркеле. На нижних ступенях горы пребывают солнце и луна. Также там находятся многочисленные добрые духи, помощники Алахаталы. Считается, что все, что существует, Алахатала создал из Собственных плевков, и в этом отображено творения всего Богом через говорение, потому что эти «плевки» выходили из Его рота.

После сотворения первых людей Алахатала дал им шесть заповедей: не прелюбодействовать, не красть, не убивать, не говорить неправды, не перечить родителям, не давать ложных клятв. Каждого человека Он наделил двумя душами, одна из которых (эфанаа) постоянно пребывает в теле человека и имеет вид прозрачной фигуры с крыльями, а другая (акара) остается у Алахатали. Оба эти названия души есть вариациями Имени Бога Яговор:

ЭФАНАА = Э + ФАНАА = Я + ГОВОР

ФАН

ХВАР

ГОВОР

(звуки [хв] – [в], [р] – [н] взаимозаменялись)

АКАРА = А + КАРА = Я + ГОВОР

КАРА

КУР

ГВР

ГОВОР

После смерти человека эфанаа отправляется к Алахатале. По пути ей встречаются разнообразные преграды, которые зависят от того, как при жизни этот человек додерживался заповедей Алахаталы. Акара сопровождает ее в качестве проводника и защитника.

В основе Имени Верховного Бога других народов Индонезии также стоить слово «говор» или «тур».

Опо-Лахатала – Верховный Бог Яговор у буруанцев (остров Буру).

Джоу Лахаталау Тобело – Верховный Бог Яговор у населения острова Хальмахера. Слово «Тобело» есть вариацией слова «Тубал/Тур/Говор». 

Латала или Летала – Верховный Бог Яговор у жителей восточного Флореса.

Ала Тала – так называют Этого Бога тораджи (остров Сулавеси).

Махатала – так называют Этого Бога жители Южного Калимантана.

НФАНВА.

Нфанва – Бог Яговор в мифологии качинов Бирмы. Имя есть вариацией Имени Яговор. В более древние времена слово имело вид “НФАВНА”, а еще раньше – “НФАВРА” (звуки [н] – [в] со временем поменялись местами; звуки [р] – [н] взаимозаменялись)

НФАВРА = Н + ФАВРА = Я + ГОВОР

Н = ЭН = Я

ФАВРА

ХВАВРА

ХВР

ГВР

ГОВОР

Нфанва создал первобытный мир. Сначала Он населил мир духами и чудовищами. Дальше в рассказах фигурируют обожествленные предки. После духов и чудовищ появились женский дух Сиксауп (солнце), который владычествовал на небе и мужской дух Хрипхкрауп, который владычествовал на земле. От этих двух существ родились духи Чанум (обожествленный предок Хам) и Вайшун, которые создали современный мир.

ПУЛУГУ.

Пулугу, Билику – Бог Яговор в представлениях андаманцев. В мифах Он есть Творцом мира и первого человека, олицетворением разрушительного северо-восточного мусона. Слово “ПУЛУГУ” есть вариацией Имени Яговор и в более древние времена имело вид “ПУГУЛУ” (звуки [г] – [л] со временем поменялись местами)

ПУГУЛУ = ПУ + ГУЛУ = Я + ГОВОР

ПУ

БЫ[ТЬ]

Я

ГУЛУ

ГВР

ГОВОР

Считается, что Пулугу живет в пещере где-то на северо-востоке или в доме из камней на небесах. Он приносит на острова разрушительные штормы и бури, что воспринимается людьми как Его гнев из-за нарушения неких запретов. В мифах Пулугу является в неких родственных отношениях с некоторыми птицами, рыбами и другими животными – Бога Яговорящего много народов связывали с дикой природой. Культа Пулугу на Андаманах во времена, зафиксированные историей, не было.

Опубліковано у ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ | Теґи: , , , . | Додати в закладки: постійне посилання на публікацію.

Без коментарів.